Наши поэты. Стал Сулейман

Наши поэты. Стал Сулейман

Наши поэты. Стал Сулейман

Биография

Стал Сулейман
Сулейман Стальский родился 18 мая1869 года в ауле Ашага-Стал в Дагестане (отсюда Стальский, по-лезгински CтIал Сулейман), близ Касумкента, в бедной крестьянской семье. Мать умерла рано и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге, батрачил у богатеев. Годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как «ашуг» (бродячий певец), в 1909 году, вызвав на соревнование народных бродячих певцов ашугов.

Стихи С. Стальский начал слагать в зрелом возрасте. «Вот мои книги, — показывал на них Сулейман, — у них в голове записаны все песни, что я сложил». «Эй! Песня вышла!» — кричал он сельчанам, когда выдумывал свежие стихи, и не удивляясь такому вторжению поэзии в быт, крестьяне всегда просто и весело собирались вокруг своего соседа слушать его новую песню.

Первая его песня «Соловей» относится к 1900 году. До революции гневно бичевал угнетателей народа. Сулейман хорошо знал песни Етим Эмина, которые еще при жизни его слились с безымянным народным творчеством. Своими социальными песнями бедноты Сулейман продолжил дело Етим Эмина. Но его мотивы бегства из окружающей жизни звучали не отчаяньем, а иронией.Великий Октябрь сделал его поэтом народной радости. Стихи его начинают появляться в газетах, напечатаны в 1927 году в вышедшем в Москве «Сборнике лезгинских поэтов».

В Литературной энциклопедии 1939 года сказано: «Особенно замечателен цикл песен Стальского о величайшем вожде пролетарской революции — товарище Сталине… Отличительная черта этих произведений — глубокая искренность, эмоциональная насыщенность». Сохранилась фотография — Сталин из президиума слушает поэта-ашуга Стальского, выступающего на Всесоюзном съезде животноводов. Переводы произведений Стальского на русском языке печатались главным образом в газетах Правда» и «Известия». В частности, в «Правде» (1937. 5 дек.) был напечатан отрывок из посмертной поэмы о Сталине под названием «Сыну».

Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубайи»: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях).

В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков. Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме живет певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа, какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии. Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. «Одной и той же иголкой шьют в горах и свадебные платья, и саван. Так и перо поэта должно передать все чувства сердца» — сказал Эфенди Капиев.

В книге «Жизнь, прожитая набело» Наталья Капиева отметила: «Известный ученый-лингвист Гаджибек Гаджибеков под диктовку Стальского записывал его песни, начиная от созданных в 1900 г. Записи длились часами. Иногда целыми днями. Сулейман помнил наизусть тысячи своих строк».

Ощутив мощь таланта С. Стальского, Гаджибеков выступил категорически против оценки его творчества как ашугского. В статье «Народный поэт Сулейман Стальский» («Дагестанская правда>», 21 апреля 1936 г.) он писал: «У многих наших писателей сложилось не верное представление о Сулеймане, как об ашуге. Сам Стальский неоднократно выражал энергичный протест против именования себя ашугом. И он прав. В самом деле Стальский — поэт, и ашугом он никогда не был».

Стальский был избран делегатом на Всесоюзный съезд советских писателей. На этом съезде Горький назвал его «Гомером XX века», после чего Стальский создал ещё ряд произведений на самые разнообразные темы, в том числе о Красной Армии, Сталинской конституции, о прекрасной жизни в СССР. Отличительная черта этих произведений — глубокая искренность, эмоциональная насыщенность.

Стальский создал также ряд крупных произведений: поэма «Дагестан», «Поэма о Серго Орджоникидзе, любимом сподвижнике и друге великого Сталина», «Думы о родине».

Сулейман Стальский обогатил поэтический словарь лезгинской поэзии, его поэтические выражения вошли в разговорный язык лезгин, сделались народными поговорками. Но поэзия для Стальского не являлась профессией — он был членом Ашага-Стальского колхоза и до самой своей смерти занимался сельским хозяйством.

В 1934 году ЦИК ДАССР присвоил Сулейману Стальскому звание народного поэта Дагестана. На X Вседагестанском съезде Советов он был избран в члены ДагЦИКа. В 1936 году ЦИК СССР наградил Стальского орденом Ленина.

Стихи Сулеймана Стальского переведены на многие языки народов Советского Союза. Русские переводы печатались в газетах «Правда» и «Известия». Ряд стихотворений переложен на музыку.

На стихи Сулеймана Стальского записан одноименный альбом панк-проекта «Коммунизм», вышедший в 1988 году. Альбом- Сулейман Стальский. Второй альбом «Сулейман Стальский» записан в марте 1988 г. (датируется 1937 г.) и содержит песни и стихи на стихи исключительно одноимённого автора. Вся музыка — Летов и К. Уо (смесь трэш-панка и авангардного пост-панка с использованием произведений эстрадных оркестров).

Умер знаменитый поэт 23 ноября 1937 года.

википедия

Сулейман Стальский

  • Сулейман Стальский

Сулейман Стальский (18.5.1869, аул Ашага-Стал, ныне Касумкентского района Дагестанской АССР,—23. 11. 1937, там же; похоронен в Махачкале), лезгинский советский поэт-ашуг, народный поэт Дагестана (1934). Рано осиротел. Более 20 лет провёл на отходных работах. С начала 20 века жил крестьянским трудом. Участник Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918—20. С 1925 член Дагестанского ЦИКа. В 1930 вступил с семьей в колхоз. В эпиграммах, песнях-обличениях и сатирических стихах С. С. звучал протест против носителей социального зла. В 1915 он сложил остро обличительные произведения «Купцы-чиновники». Октябрьская революция 1917 и Гражданская война дали С. С. новые темы и образы. С окончательным установлением в 1920 Советской власти в Дагестане расширяется диапазон творчества С. С. Поэт откликался на всё, что происходило в стране, республике, ауле, помогал рождению новых форм труда и быта. В духе традиционной народной поэзии сложена в 1935—36 поэма-хроника «Дагестан». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами. М. Горький на 1-м съезде писателей назвал С. С. «Гомером двадцатого века». Его стихи переведены на многие языки народов СССР. Награжден орденом Ленина.

Соч.: Кьве ктабда авай яратмишунар, кит. 1—2, Махачкала, 1958—59; в рус. пер.— Стихи и песни. [Ред. и вступ. ст. Э. Капиева], М., 1936; Соч. [Вступ. ст. А. Агаева], Махачкала, 1964; Избранное, М., 1969.

Лит.: Агаев А., Сулейман Стальский. Жизнь и творчество, Махачкала, 1963; Ганзурова Н., Седова Л., Сулейман Стальский (1869—1937). Библиографич. указатель, Махачкала, 1969.

Большая советская энциклопедия

Негасимая звезда ашуга

Память
140-летие со дня рождения Сулеймана Стальского
Автор: Абдулафис Исмаилов
Максим Горький назвал Сулеймана Стальского Гомером XX века не потому, что поэт Эллады был слепой, а поэт Страны гор не умел читать и писать (обывательское мнение). Как писал Александр Назаревич, «главное в горьковской характеристике Сулеймана в том, что Сулейман Стальский, подобно Гомеру, воплотил весь опыт, все чувства, многовековые художественные образы своего лезгинского народа – и не только своего, но и всех народов Дагестана. Как и Гомер, он – великий, подлинно народный поэт, создавший произведения, вошедшие в сокровищницу литературы».

Строка за строкой Сулейман Стальский вступал в бессмертие.
«Беспечность резвую забудь!
Гнездо найди! Со мной побудь!
И звуки Сулейману в грудь.
Вливай, бесценный соловей!»

Шедевр сулеймановской поэзии «Соловей» — одно из первых произведений поэта, наполненное глубоким смыслом и по сей день остающееся современным. И еще:
«Как странно этот  мир течет,
Идет, путей своих не зная,
Стыд принимая за почет,
Пороков всех своих не зная».

Разве не о сегодняшнем дне говорит мудрец? И, может быть, последнее стихотворение поэта «Познай» – завещание всем нам?
«Стих Сулеймана – не забудь.
В себе являет злата суть.
Коль хочешь знать последний путь,
Кладбищенский покой познай». 

Без комментариев.

23 ноября 1937 года Сулеймана не стало. Святая гора «Шалбуздаг видится как на ладони», — были последние слова поэта. А 27 ноября «Литературная газета» опубликовала статью Бориса Пастернака «Он перейдет в легенду». Пастернак пророчествовал: «С той же располагающей естественностью вступит он в обстановку бессмертия и перейдет в легенды, прямодушный, внушительный, непритязательно вдохновенный».

Пророчество Б.Пастернака оправдалось, о чем свидетельствуют возрастающая любовь и интерес народа к поэзии Сулеймана, ежегодно отмечаемый в республике День дагестанской поэзии в день рождения Гомера XX века. И, конечно же, состоявшееся на его родине, в Ашага-Стале, грандиозное празднование 140-летия со дня рождения поистине народного поэта.

Нынешний год в районе объявлен годом Сулеймана Стальского. Он проходит в обстановке духовно-нравственного возрождения и оздоровления социально-экономической жизни района. В селах проводятся вечера поэзии с участием местных поэтов и прозаиков, читательские конференции. Школьники пишут сочинения на темы творчества Сулеймана Стальского, участвуют в конкурсах чтецов. Капитально отремонтирован Дом-музей поэта, благоустроена его территория.

Венцом юбилейных мероприятий стали праздничные торжества в родном селении великого поэта, где собрались тысячи почитателей таланта Сулеймана.

На торжества (хочется отметить, организованные продуманно, на высоком уровне) приехали Председатель Народного Собрания Республики Дагестан Магомед Сулейманов, его заместитель Насир Гайдаров, группа депутатов парламента республики, главы городов и районов, большая делегация Союза писателей Дагестана во главе с его председателем Магомедом Ахмедовым, другие гости.

Поприветствовав Председателя НС РД Магомеда Сулейманова и всех уважаемых гостей, торжественное собрание открыл глава Сулейман-Стальского района Имам Яралиев. В своем выступлении он подчеркнул, что в эти дни юбилей поэта отмечался и в других регионах нашей страны и некоторых городах зарубежья.

— Сулейман – яркое явление в духовной жизни и культуре Дагестана, — в частности, сказал И.Яралиев. – Он истинно народный поэт, потому что все боли, чаяния и надежды народа пропускал через свое сердце и находил самые простые слова для их выражения. Благодаря своему гению, любви к родному языку и краю Сулейман Стальский прославил свой аул и свой край на всю планету.

Он воспевал, но не льстил, уважал, но не прислуживал, был непримирим ко лжи, от кого бы она ни исходила, презирал жестокость, подлость и лицемерие. Он был честен и прямолинеен, благороден и справедлив и в жизни, и в творчестве.

Далее И.Яралиев отметил, что поэзия Сулеймана получила всенародное признание. С 1925 года он являлся членом ДагЦИКа, 15 июня 1934 года ему присвоили звание народного поэта Дагестана, правительство наградило его орденом Ленина. В 1969 году в честь столетия выдающегося поэта Касумкентский район переименован в Сулейман-Стальский. Решением правления Союза писателей Дагестана в знак глубокого признания заслуг выдающегося поэта 18 мая объявлен Днем дагестанской поэзии. В республике была учреждена литературная премия имени Сулеймана Стальского. Первому в Дагестане высшему учебному заведению – Дагпединституту – присвоено имя Сулеймана Стальского.

— Гений. Мудрец. Совесть народа. У него было много званий, премий и наград, — подчеркнул глава района. – А самое высокое звание, которое он носил гордо, честно, мужественно, ответственно, высоко и неповторимо, – это «Поэт Сулейман Стальский». Наш район – единственный район в республике, названный в честь поэта. Уверен, что никогда не погаснет на небосклоне дагестанской поэзии яркая звезда Сулеймана Стальского.

Комментарии запрещены.